Мы помним! Мы гордимся!

моя семья

Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят…

Страшным вихрем пронеслась по России самая кровопролитная — Вторая мировая война и коснулась каждой семьи. Не стала исключением и моя. Воевал в танковых войсках и дошёл до самого Берлина мой дед, отец моего папы Козлов Николай Павлович. К сожалению, я его совсем не помню – дедушки не стало, когда мне было года три.  Папа рассказывал, что деда Коля попал на фронт только в 44-м, так как у него была «бронь» – он был водителем грузовика в автоколонне города Вятские Поляны Кировской области (малая родина моих родителей). Несколько лет назад я была в тех местах и увидела на постаменте у проходной той автоколонны старенький грузовичок, и таким родным он мне показался…

дед вернулся с войны

Дед вернулся с войны живым и невредимым. А в 1948-м в семье родился долгожданный сын Анатолий – мой папа. У него уже было две старших сестры. Воспоминания деда о войне не дошли до наших дней, но всё же, одна из семейных баек гласит, что дедушка хвалился «Замком на Эльбе», из чего могу сделать вывод, что чувства юмора ему было не занимать. Ведь семья простых рабочих с тремя детьми, как и все в тяжёлые послевоенные годы, жила скромно. Папа рассказывал, как мальчишкой выстаивал огромные очереди за хлебом. Сейчас единственный живой свидетель Великой Отечественной в нашей семье — моя бабуля, мать моей мамы Шляпина (в девичестве Курочкина) Клавдия Степановна. Она родилась в 1926 году последним, одиннадцатым ребёнком в бедной крестьянской семье, из сестёр только двое младших детей, в том числе, и маленькая Клава, получили хорошее по тем меркам образование – семилетку.

Братья бабушки

Семья деда и бабушки

-Братья бабушки-
В семье рождались в основном девочки, и было только двое сыновей. Оба ушли добровольцами на фронт. Старший — Николай перед войной 4 года прослужил в армии морским пехотинцем в порту Находка. Только мобилизовался, Родина-мать вновь позвала солдата в строй. 4 года в зенитной артиллерии воевал Коля. Дошёл до Берлина. Все этих долгих 8 лет дома верно ждала его молодая жена, растила дочек. Может поэтому, а может он был просто везунчик, но вернулся Николаша домой без единой царапины. Младший же из братьев — холостой Александр, умница (он закончил аж 10 классов, собирался учиться дальше!), обожаемый деревенской ребятнёй школьный учитель, неоднократно получая отказ в мобилизации по причине его необходимости в тылу, всё же добился отправки на фронт. Он был связистом, однажды в 44-м ушел на задание устранять порыв кабеля в Карпатских горах и пропал без вести.

Жизнь в деревне в военные годы стала ещё тяжелей. Все: и стар, и мал, работали «на износ» – всё для фронта, всё для Победы! Сами колхозники жили впроголодь. Чтобы хоть как-то помочь семье, Клава после окончания школы поехала искать работу в город. Двоюродная сестра Нина подсказала, что на телеграфе железной дороги требуется ученица, саму её туда не взяли, так как не хватило образования – она окончила всего 3 класса (Ниночку приняли помощницей машиниста, что оказалось роковым в её судьбе. Вскоре она трагически погибла, попав под свой же поезд). А бабушку приняли в телеграф. Со слезами на глазах бабуля вспоминает, как за неделю накопив хлебные карточки, выданные на работе, купила буханку хлеба и привезла в родной дом. Как плакала и благодарила за это её больная мама. Сильная простуда и тоска по пропавшему сыну так и не дали ей шанса на выздоровление, и через две недели она умерла.

Через год, в 44-м вятскую девчонку в составе оперативной группы командировали на восстановление освобождённой Латвийской железной дороги. В далёкую Латвию добирались долго, целых два месяца – пропускали вперёд военные эшелоны. Там и довелось 16-летней Клаве увидеть ужасы войны. И уцелевшие печные трубы сожжённых дотла городов Полоцк (Белоруссия) и Невель (Псковская область), и красные от крови речки деревень, освобождённых от фашистов. Два раза за время пути поезд попадал под бомбёжку. Спасались от бомб в придорожных лесах, оврагах. Однажды в панике бежали через разрушенную деревню, одна девушка попала в выгребную яму и утонула в ней. Было очень страшно… Но молоденькую, перепуганную Клаву опекали и оберегали старшие подруги.

Наконец прибыли в пункт назначения – латвийский город Грива. Поселили на квартире, хозяйка-латышка не посмела отказать, но невзлюбила тихую русскую девчонку, открыто притесняла – даже на стирку выдавала лишь ковшик воды. Руководство запретило куда-либо ходить – улицы города были заминированы, да и латвийские националисты представляли опасность. Но голодные девчата всё-таки, презрев опасность, лазали в сады за яблоками.

Клавдия Степановна
Клавдия Степановна

Позже Клаву перевели в Ригу и поселили в общежитии. Правда, потом уже девушки узнали, что в их комнате раньше были фашистские застенки. Этим и объяснялись подозрительные красные пятна на стенах и даже на потолке. Что говорить, тяжело пришлось ей на чужой стороне. Пришлось и кровь сдавать, что бы хоть чуть-чуть приодеться – молодая ведь (а то в наличии была только униформа: гимнастёрка, юбка да сапоги), и голодать, когда украли хлебные карточки… Но все тяготы выдержала наша юная тогда бабулечка.

В 48-м вернулась в родной городок Вятские Поляны, устроилась работать на телеграф, да так и проработала там до самой пенimg_2820сии. Хотя и тяжёлыми были ночные смены, и ответственность большая за весьма невеликую зарплату, но наша бабушка, несмотря на внешнюю хрупко
сть, не привыкла сдаваться – до конца осталась преданной своей профессии. Она по праву заслужила почётное звание ветеран труда – ведь общий трудовой стаж
составил целых 46 лет!
dsc_1022

Бабушка бережно хранит поздравления с Днём Победы от Президентов России и Татарстана, руководства РЖД и, конечно же, медали. Клавдия Степановна с мужем (которого тоже встретила на работе) вырастила сына и дочь, сейчас у неё трое внуков и пятеро правнуков. Даже в свои 88 лет баба Клава заряжает оптимизмом и бодростью всю нашу семью – и гостей встретить, и спеть, и сплясать, и пошутить всегда готова. Она на всё имеет своё мнение и сохраняет активную жизненную позицию. Нашу бабушку любят все окружающие – ведь её глаза всегда светятся добротой и пониманием. Здоровья, тебе и долгих лет, бабулечка! И вечная память тем, кого уже нет с нами.

Главный редактор сайта Деловой портал Елабуги
и газеты «Городок Елабуга»  

Ольга Алексеева

P.S. Друзья, каждому из нас есть что рассказать о своих близких, о фотографиях, которые бережно хранит семья. Присылайте свои истории и фото в рубрику Семейный альбом на электронную почту редакции deelabuga@yandex.ru и мы разместим их на сайте. Пусть елабужане увидят, чем Вы гордитесь, и о чем вспоминает с трепетом и уважением Ваша семья.

Похожие записи

Оставить комментарий